05 декабря 2018

В 2019 году ТТУ выделят субсидию в размере 425 млн рублей

2 октября депутаты Думы города Томска провели очередное собрание, на котором рассмотрели больше 20 вопросов, в том числе выделение субсидии ТТУ

В том числе - о выделении Трамвайно-троллейбусному управлению субсидии в размере 46,6 млн рублей. Также вопросы касаются аренды и приватизации муниципального имущества, корректировок бюджета. Ранее сообщалось, что в проект городского бюджета на 2018 год на субсидии ТТУ было заложено 255 млн рублей. Как пояснил представитель пресс-службы гордумы, 46,5 млн рублей - это часть от общей суммы, изначально заложенной в бюджете на поддержку ТТУ, поскольку субсидия не приходит одномоментно.

... Начальник департамента финансов мэрии И. Ярцева: "В 2018 году в бюджете Томска была предусмотрена субсидия для ТТУ в размере 250 млн рублей. Мы предлагаем увеличить субсидию до 296,6 млн рублей, исходя из того, что экономически обоснованный тариф составляет 31 рубль 92 копейки. Исходя из его разницы и тех денег, которые платит за проезд население, нам не достает такой суммы". В июне 2018 года мэрия сообщала, что программа финансового оздоровления ТТУ разработана, однако предприятию придется принять серьезные меры по сокращению своих затрат и оптимизации расходов. Как отметил спикер городской Думы С. Панов, поддержание и развитие городского электротранспорта требует постоянных вливаний из бюджета.

С.Панов: "Мы подобрались к новой отметке - 300 млн рублей. Самое страшное, что, учитывая состояние предприятия, эта цифра неминуемо будет расти. Об этом неоднократно говорил мэр г. Томска, об этом говорили и депутаты, что вопрос по электротранспорту, вопрос по развитию новых маршрутов настолько актуальный, потому требует постоянных новых вливаний из бюджета, а эти деньги могли бы быть направлены на другие, более серьезные вещи".

Рассмотрение вопроса вообще не сопровождалось дискуссией, при том, что полноценной программы вывода ТТУ из кризиса, обещанной мэрией еще год назад, в Думе так и не увидели.

... Сложная экономическая ситуация в Трамвайно-троллейбусном управлении неоднократно становилась предметом обсуждений в мэрии и Думе Томска. В числе проблем назывались низкая выручка ТТУ, ежегодное снижение пассажиропотока, а также выделение многомиллионных субсидий на покрытие убытков управления из бюджета города. В 2017 году муниципалитет сменил директора ТТУ. В феврале заммэра В. Брюханцев заявил, что для выхода из кризиса предприятию нужно более 1 млрд руб. субсидий до 2021 года.

Депутаты Думы Томска на очередном собрании одобрили выделение дополнительных 46,6 рублей из городского бюджета на поддержку Трамвайно-троллейбусного управления

В последние годы предприятие переживает сложные времена и терпит убытки, на его поддержку выделяются субсидии. Начальник департамента финансов мэрии И. Ярцева: "Предлагаем увеличить субсидию на 46,64 млн рублей юридическим и физическим лицам, связанным с осуществление перевозок пассажиров городским электротранспортом. На 2018 год у нас было предусмотрено 255 млн рублей, сейчас мы предлагаем увеличить (субсидию ТТУ) до 301,6 млн рублей". Как отметил спикер горДумы С. Панов, поддержание и развитие городского электротранспорта требует "постоянных вливаний из бюджета". С. Панов: "Мы подобрались к новой отметке в 300 млн рублей. И самое страшное, что, учитывая нынешнее состояние предприятия, эта цифра будет расти... Если бы мы сократили субсидию по ТТУ и сделали бы его более прибыльным, эти деньги могли бы направить на другие цели". В июне 2018 года мэрия сообщала, что программа финансового оздоровления ТТУ разработана, однако предприятию придется принять серьезные меры по сокращению своих затрат и оптимизации расходов.

Дополнительная субсидия для "Трамвайно-троллейбусного управления" в 46,6 млн руб., которые в начале октября одобрили депутаты горДумы, пойдет на погашение долгов предприятия и зарплату сотрудникам

Эта сумма была заявлена в качестве дофинансирования. В ТТУ обосновали эти средства увеличением себестоимости перевозок в связи с изменением естественных затрат на перевозки. Таким образом, общая сумма субсидий для муниципального предприятия в этом году составляет 296,6 млн руб. Замначальника городского департамента городского хозяйства по экономике О. Копачева: "Предприятие является датируемым, вид услуг - пассажироперевозки - является социальным, поэтому цена, устанавливаемая на проезд меньше, чем экономически обоснованный тариф, меньше, чем в реальности тратит предприятие. Для того, чтобы предприятие не стало банкротом разница, между тем, что перевозчик тратит и получает, компенсируется из бюджета. На эти цели до конца года 250 млн в бюджете были предусмотрены. Еще 46,6 млн - это дополнительные средства на финансирования текущих расходов предприятия. Эта сумма была рассчитана предприятием, обоснована через управление муниципального заказа и тарифной политики". По словам специалиста, 92% от выделенных 46,6 млн направят на погашение задолженности предприятия за электроэнергию и за содержание контактной сети. Это около 33 млн. Остальные деньги пойдут на заработную плату сотрудникам ТТУ.

Городская администрация представила несколько вариантов развития "Трамвайно-троллейбусного управления"

Наиболее экономически выгодным является сохранение трамвайного движения и переход с троллейбусов на газомоторные автобусы. Сложная экономическая ситуация в "Трамвайно-троллейбусном управлении" существует уже несколько лет. В числе проблем называют низкую выручку ТТУ, ежегодное снижение пассажиропотока, а также выделение многомиллионных субсидий на покрытие убытков управления из бюджета города. В 2017 году муниципалитет сменил директора ТТУ. В феврале в мэрии заявили, что для выхода из кризиса предприятию нужно более 1 млрд руб. субсидий до 2021 года. В этом году субсидия составила 296 млн руб. В 2019 ее размер хотят довести до 420 млн руб., из которых часть средств пойдет на погашение кредита предприятия. Концепцию развития ТТУ представил заммэра В. Брюханцев на заседании комитета городского хозяйства Думы Томска. По его словам, прежде всего, власти преследовали две цели: обеспечить город стабильным и доступным муниципальным транспортом, а также сделать ТТУ конкурентным предприятием на рынке пассажироперевозок Томска. В. Брюханцев: "В программе мы представили подробный анализ причин снижения пассажиропотока - конкуренция с автобусными маршрутами в той маршрутной сети, которая у нас есть. Это касается больше троллейбусов, поскольку трамвайные маршруты у нас не дублируются. Мы должны актуализировать маршрутную сеть не для того, чтобы обеспечить троллейбусы пассажирами, а для того, чтобы убрать максимальное дублирование маршрутов".

В. Брюханцев отметил, что существует три варианта развития предприятия, однако все они предусматривают дальнейшее выделение субсидий из городского бюджета. В случае, если сейчас не начать вкладывать в новый транспорт, то размер субсидии за 5 лет увеличится с 296 млн до 384. Другой вариант - закупка 102 троллейбусов и 54 трамваев. Эта ситуация приведет к увеличению субсидии из горбюджета до 448 млн. Третий вариант - переход с троллейбусов на автобусы, с сохранением трамвайного движения. Для этого необходимо приобрести 150 автобусов, работающих на метане. Это позволит ТТУ расширить количество маршрутов, в том числе в новые спальные микрорайоны Томска. В таком случае размер субсидии к 2023 году составит 264 млн руб. В. Брюханцев: "Мы делали расчеты, исходя из нынешнего тарифа в 18 руб., а не 20 или 22, которые сегодня планируются. Мы брали константу на те же 18 руб. При этом субсидия идет только на обеспечение трамвайного движения. Мы придерживаемся этой концепции: найти способы приобретения автобусов и перейти на трамвайно-автобусное движение". Он также добавил, что в программу развития "Трамвайно-троллейбусного управления" также входит ремонт всех трамвайных путей. На это необходимо около 380 млн руб. Также в мэрии хотят внедрить автоматизированную систему учета пассажиров и безналичной оплаты. Аукцион на поставку соответствующего оборудования администрация планирует объявить в начале декабря. Ожидается, что система появится в томских трамваях и троллейбусах в начале мая.

Трамваи и троллейбусы планируют перевести на безналичный расчет, что позволит сокращать издержки по кондукторам. В. Брюханцев на заседании комитета городского хозяйства думы Томска: "Что касается автоматизированного учета пассажиров в общественном транспорте Томска, в декабре будет объявлен конкурс на внедрение этой системы. Срок - 1 марта. Будет не только автоматизированная система учета пассажиров трамваев и троллейбусов, но и безналичная плата за проезд. Мы планируем с 2020 года сокращать издержки по кондукторам. Сейчас ТТУ тратит на кондукторов 60 млн руб. в год". Он отметил, что в настоящее время в нескольких троллейбусах уже введена система безналичной оплаты, при этом она не является обязательной: пассажиры могут оплачивать проезд как наличным, так и безналом.

... В. Брюханцев добавил, что Томску нужны 102 троллейбуса, либо 102 электробуса, основной критерий - экологический вид транспорта, так как нельзя допустить ухудшения класса экологической безопасности. В. Брюханцев: "Электробус стоит дороже троллейбуса, при этом еще не отработана система работы электробуса на аккумуляторных батареях в зимний период. Также мы рассматривали вариант приобретения 102 автобусов - низкопольных, обеспеченных всем необходимым для комфортного передвижения, это позволило бы продлить маршрутную сеть до Зеленых горок и Южных ворот. Автобус стоит 8 млн руб. с учетом субсидии. Мы считаем, что в ближайшие 5 лет Томску необходимо полностью переходить на автобусы".

Начальник гордепартамента городского хозяйства В. Брюханцев: "Что касается томского электротранспорта, число перевезенных пассажиров с 2000 года по 2016 упало в 10 раз, сейчас у нас перевозят 16 млн пассажиров в год. Одна из причин снижения пассажиропотока в трамваях и троллейбусах - конкуренция с автобусными маршрутами. Если трамваи дублируются с маршрутками на 10-12 %, то троллейбусы - на все 100 %. Если раньше "центром притяжения" для транспорта были заводы, то сейчас это торговые центры и клиники, здесь мы ничего изменить не можем, как не можем и скорректировать троллейбусную сеть. Если продлить ее до Зеленых горок, например, или Южных ворот, затраты станут многомиллиардными, это экономически невыгодно". Он отметил, что власти рассматривали вопрос о целесообразности содержания ТТУ, однако пришли к выводу, что на данный момент отказаться от электротранспорта в Томске невозможно. В. Брюханцев: "Мы должны актуализировать маршрутную сеть: убрать максимальное дублирование маршрутов троллейбусов и автобусов. Это нужно сделать к концу первого квартала нового года. Электротранспорт - это гарант и конкурент на рынке пассажироперевозок Томска".

Как сообщили в мэрии, пассажиропоток в томском электротранспорте значительно снизился за 16 лет; чтобы поднять его, власти предлагают актуализировать маршрутную сеть. Сейчас городские трамваи дублируют маршруты автобусов на 10-12 %, а троллейбусы - почти на все 100 %. На данный момент отказаться от электротранспорта в Томске невозможно. По мнению властей, необходимо убрать максимальное дублирование маршрутов троллейбусов и автобусов.

С.Панов, председатель Думы г. Томска: "Мы договорились с депутатами, с администрацией, что когда администрация предложила в проекте решения о бюджете предусмотреть деньги на оздоровление ТТУ, кроме той субсидии, которая полагается этому предприятию для того, чтобы мы сдерживали рост цены на проезд. Предложила еще администрация средства для того, чтобы оздоровить предприятие, выплатить те кредиты, которые бременем висят на нем. Нужно проводить ряд мероприятий, чтобы предприятие оздоровить. Очень верные вещи были предложены по оздоровлению предприятия, чтобы снизить субсидию. Вопрос о том, нужен ли нам трамвай, троллейбус - он до сих пор в Томске присутствует. Мы на комитете услышали однозначную позицию администрации, она солидарна с позицией депутатов. Трамвай - самое быстрое сегодня транспортное средство в мире. Его нужно развивать. Троллейбусы - ключевая задача, чтобы этот транспорт был удобный и экологически чистый. Это от нас требуют и жители, томичи".

Депутаты приняли решение изучить предложенные варианты в рамках специальной комиссии, в которую будут приглашены представители администрации региона. Вектор развития ТТУ необходимо выбрать до 1 января 2020 года, когда начнут действовать новые муниципальные контракты на частные перевозки.

Мэрия Томска разработала концепцию развития городского транспорта на ближайшие 5 лет

Основные ее тезисы представил заместитель мэра - начальник департамента городского хозяйства В. Брюханцев. Об этом сообщает пресс-служба мэрии. Вице-мэр отметил, что концепция отличается от программы тем, что в ней нет точной информации по финансированию. Программа же развития транспорта будет определена после утверждения бюджета. Среди основных тезисов концепции В. Брюханцев отметил поддержку развития трамвайного движения с интервалом 6-8 минут; приобретение до 2023 года 54 трамваев и низкопольного транспорта на газомоторном топливе; ремонт трамвайных путей; установку в транспорте системы учета пассажиропотока и безналичной оплаты проезда. В 2018 году удалось сократить затраты муниципального "Трамвайно-троллейбусного управления", снизить до 12% годовых ставку по кредитным договорам предприятия, увеличить на 46 млн размер субсидии. Сегодня в Томске действуют 4 трамвайных, 6 троллейбусных и 25 автобусных маршрутов. Ежедневно на линии работают 93-95 единиц электротранспорта.

Мэрия предложила на суд депутатов долгожданную концепцию реформирования городского электрического транспорта. Один из трех предложенных вариантов развития хозяйства заключается в эволюции ТТУ в сторону трамвайно-автобусного управления. Причина - в особенностях эксплуатации троллейбусов, которые не могут выдержать конкуренции с частным извозом. С.Панов, председатель Думы г. Томска: "Трамвай сегодня ходит по индивидуальным рельсам, не пересекается с другими автобусами, троллейбусами. Это один из самых быстрых видов транспорта вообще в мире, не только в г. Томске и России. К нему вопросов нет. Администрация предлагает всячески развивать. Что касается троллейбуса - все мы к нему прикипели за советскую историю, к сожалению у этого вида транспорта серьезные очень недостатки - это выход из строя контактной сети, либо нарушения самого оборудования по электрической части троллейбуса". В программу развития ТТУ также входит ремонт всех трамвайных путей, на что необходимо около 380 млн рублей. В мэрии хотят внедрить автоматизированную систему учета пассажиров и безналичной оплаты. Депутаты приняли решение изучить предложенные варианты в рамках специальной комиссии, в которую будут приглашены представители администрации региона. Вектор развития ТТУ необходимо выбрать до 1 января 2020 года, когда начнут действовать новые муниципальные контракты на частные перевозки.

Для того чтобы сократить интервалы движения муниципального транспорта, Томску надо докупить 54 трамвая и 102 троллейбуса. В.Брюханцев: "Мы рассматривали как один из вариантов приобретение 102 автобусов, чтобы закрыть маршрутную сеть троллейбусов, которые сегодня существуют, и 154 автобуса, чтобы нам продлять маршрутную сеть до микрорайонов, такие как Зеленые Горки, Южные Ворота". Главный критерий - экологичность транспорта. Единственный его вид, что не вызывает сомнений, - трамвай. Администрация предложила ежегодно закупать по 15 вагонов, таким образом, до 23 года ТТУ сможет обеспечивать интервал 8-9 минут. С.Панов: "Сегодня Томску с учетом эволюционного развития транспорта необходим не просто набор мер по снижению расходов на ТТУ, нам необходимо развитие городского транспорта по всем направлениям - как муниципального, так и городского, потому что их нельзя разделить". Депутаты приняли решение создать рабочую группу. Она должна будет всесторонне изучить состояние пассажироперевозок в Томске и предложить варианты ее развития.

В 2019 году ТТУ выделят субсидию в размере 425 млн рублей

Предполагается, что мера позволит предприятию избавиться от долгов перед банками, сообщил спикер горДумы С. Панов на очередном собрании депутатов. В 2018 году на субсидию ТТУ в проекте горбюджета было предусмотрено 255 млн руб. В октябре 2018 года городские власти увеличили субсидию на 46,6 млн руб. С. Панов: "В 2019 году на программу "Развитие пассажирского транспорта" запланированы 425 млн руб. Благодаря увеличению субсидии ТТУ, предприятие сможет в большей части избавиться от долгов перед банками". Он напомнил, что власти также обсуждают направления дальнейшего развития городского транспорта. В частности, предлагается внедрить на транспорте безналичную систему оплату проезда через единые проездные билеты. С. Панов: "Внедрение безналичной оплаты позволит нам сделать сферу перевозок прозрачной, просчитать налоги, пассажиропотоки, оперативно реагировать на изменения - к примеру, увеличение потребности в транспорте в том или ином микрорайоне". Троллейбусные и трамвайные перевозки в Томске осуществляет УМП ТТУ. В последние годы предприятие переживает сложные времена и терпит убытки, на его поддержку выделяются субсидии. В июне 2018 года мэрия сообщала, что программа финансового оздоровления ТТУ разработана, однако предприятию придется принять серьезные меры по сокращению своих затрат и оптимизации расходов.

С. Панов: "Благодаря увеличению субсидии ТТУ сможет по большей части избавиться от долгов перед банками. Обсуждается развитие муниципального транспорта, однако депутаты обратили внимание на то, что рассматривать одно ТТУ неверно, надо говорить о системе всего пассажирского транспорта".

Зампредседателя Думы Томска К. Новожилов: "Очень большие споры вызывают ежегодные субсидии ТТУ. Понятно, что электрический транспорт убыточен. Но мэрия убедила, что мы должны выделить деньги и закрыть кредит, который тащит ТТУ на дно, это позволить оздоровить предприятие. Аргумент в том, что кредит был взят под 13%. Для примера, город занимает у населения через облигации под примерно 7-8 %". Кредит в 120 млн руб. ТТУ взяло в 2010 году. На начало года сумма обременения составляла около 180 млн, так как позже повысилась процентная ставка. Как отметил спикер городской Думы С. Панов, полностью кредит в 2019 году ТТУ не закроет. Предприятие должно будет погасить еще около 70-80 млн руб. С. Панов добавил, что для оздоровления предприятия нужно менять систему городского транспорта в целом: провести анализ, чтобы убрать дублирующие маршруты, продлить какие-то маршруты до отдаленных районов.

Томск будет использовать опыт других регионов в решении проблемы городского транспорта. По словам спикера горДумы С. Панова, в настоящее время в Томске предлагается дополнить трамвайно-троллейбусный парк газомоторными автобусами, а также открыть дополнительные маршруты в отдаленные микрорайоны города. Но эти меры глобально не решат проблему, Томску нужна новая концепция в работе городского транспорта, нужно оценить и применить опыт других регионов. С. Панов: "Мы договорились, что пригласим поделиться опытом профессионалов из других регионов. Я уверен, что это получится, для нас важно, чтобы томич ехал на работу, на учебу абсолютно комфортно с минимальным временем ожидания на остановке, на хорошем городском автобусе, где будет комфортно и здоровому человеку, и инвалиду". Он добавил, что в настоящее время для решения проблемы общественного транспорта создана рабочая группа, которая в первом квартале следующего года предложит варианты решения этого вопроса.

На собрании горДумы большинством голосов депутаты утвердили бюджет Томска на 2019 год

Предложенный мэрией проект бюджета Томска на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов сформирован с предельным дефицитом в 10 %. Сумма доходов составляет 12,86 млрд руб., что на 20 % ниже ожидаемой оценки. Расходы запланированы в сумме 13,56 млрд руб. Как сообщила И. Ярцева, по итогам согласительной комиссии доходы бюджета Томска были увеличены на 137,9 млн руб., из которых 135,9 млн - налоговые доходы. Это позволило довести общую сумму доходов до 13 млрд руб. В то же время произошло увеличение расходной части бюджета до 13,7 млрд руб. Таким образом, дефицит бюджета на 2019 год составит 706,4 млн руб. Проект бюджета был рассмотрен на публичных слушаниях. По словам И. Ярцевой, жители проявили небывалую активность. Документ поддержали 77 % пришедших томичей, 8 % высказались против, 15 % - воздержались. По итогам рассмотрения вопроса депутаты поддержали представленный проект бюджета Томска на 2019 год. "За" проголосовали 26 парламентариев, "против" - 3. Депутаты также продлили до 2022 года существующее ограничение по утверждению бюджета Томска на следующий финансовый период с дефицитом.

Итоговые параметры бюджета на 2019 год составляют 13 млрд руб. по доходам и 13,7 млрд руб. по расходам. Объем финансирования муниципальных программ в 2019 году составляет 12 млрд руб. Из новых и значимых проектов в бюджете предусмотрены средства на подготовку ПСД для капремонта Коммунального моста, софинансирование газификации села Дзержинское, строительство защитных сооружений по ул. Лермонтова и в поселке Эушта, увеличение субсидий некоммерческим организациям на социально-значимые мероприятия. Впервые общественные организации получат гранты на восстановление облика деревянных домов в Томске.

Власти Томска в 2019 году выделят субсидию трамвайно-троллейбусному управлению в размере 425 млн рублей; предполагается, что такая мера позволит предприятию избавиться от долгов перед банками. Кроме того, сейчас активно обсуждаются направления развиия муниципального транспорта. Спикер горДумы С. Панов: "Одна из задач - планомерный переход с ПАЗиков, предназначенных больше для сельской местности, на полноценный городской длинномерный транспорт. Мэрия предложила, как вариант решения, покупку автобусов на газомоторном топливе. Они более экологичны и доступны для маломобильных категорий граждан".

На 38-м собрании Думы г. Томска депутаты утвердили бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов

Как неоднократно подчеркивал спикер Думы С.Панов, многие вопросы были поставлены депутатами еще весной, а то и находились в листе ожидания с прошлого года. Так, уже на следующем думском собрании, которое состоится в последних числах декабря, будут внесены первые поправки в бюджет. Изменения будут со знаком плюс - придут первые трансферты из области, и поступать они будут в течение всего года. После серьезных обсуждений на всех комитетах, а также комиссии по регламенту и правовым вопросам наступила пора для согласительной комиссии. Ее работу спикер С.Панов назвал по-настоящему слаженной, а мэр И.Кляйн - беспрецедентно открытой и прозрачной. В итоге доработанный проект был представлен на публичных слушаниях, где и был благополучно одобрен подавляющим большинством голосов и наконец принят на думском собрании. С.Панов: "Многое из того, что предлагали депутаты, уже нашло отражение в первоначальном варианте. Но и за эти полтора месяца документ сильно изменился. В него вошло несколько важных предложений, прозвучавших на согласительной комиссии. Они касаются проблем, решения которых ждут тысячи томичей. К примеру, почти 15 млн рублей запланированы на проектно-изыскательские работы для строительства ул. И.Черных. Коридор для нее был предусмотрен еще в советское время. Она станет дублером чрезвычайно загруженного Иркутского тракта.

15,5 млн рублей будут направлены на строительство станции водоподготовки в Лоскутове. Еще одна такая тема - сброс нечистот в озеро в районе спичфабрики. Здесь будет организовано канализование в центральные сети. На разработку проектов капремонта спортзалов 4 школ предполагается 5 млн, и 3 млн - на закупку спортинвентаря для средних общеобразовательных учреждений. Говоря о наиболее важных направлениях расходов, С.Панов назвал капремонт школ N 15 и 53, ремонт кровли гимназии N 13 и школы N 14, а также разработку ПСД для школы N 5, детского сада N 72. Также продолжится работа по обеспечению безопасности детей. С.Панов: "Всего на программу с 2015 года из городского бюджета выделено более 130 млн рублей. В результате в 2018 году территории всех детских садиков оснащены ограждениями с системами контроля доступа. В школах эта работа завершится в 2020 году. В учреждениях образования активно устанавливаются системы видеонаблюдения. В 2019-м на это пойдут более 35 млн". Также знаковые вопросы - это программа "Старшее поколение", проект Думы "От томского двора - до олимпийского пьедестала". Средства на них не изменяются по сравнению с прошлым годом. Рассказывая о предложениях, прозвучавших на публичных слушаниях по проекту бюджета, С.Панов особо остановился на вопросе, касающемся пассажирского транспорта. С.Панов: "В 2019 году на программу "Развитие пассажирского транспорта" запланированы 425,3 млн рублей. Благодаря увеличению субсидии ТТУ предприятие сможет в большей части избавиться от долгов перед банками".

Кроме того, рассказал спикер, сейчас активно обсуждаются направления развития муниципального транспорта. Соответствующий документ был представлен депутатам в концепции, разработанной специалистами мэрии, на ноябрьском заседании комитета городского хозяйства. Однако депутатов предложение не вдохновило: рассматривать концепцию развития только муниципального перевозчика неправильно. Необходимо говорить о системе томского пассажирского транспорта в комплексе. Одна из задач, которую ставят депутаты: планомерный переход с пазиков, предназначенных больше для сельской местности, на полноценный городской длинномерный транспорт. С.Панов: "Мэрия предложила как вариант покупку автобусов на газомоторном топливе. Они более экологичны и доступны для маломобильных категорий граждан. Кроме того, считаю правильным создать такие условия, при которых томичам было бы без разницы, кто собственник транспорта - муниципальное или коммерческое предприятие. Определяющим при выборе должно стать время ожидания и качество перевозки. И здесь пригодился бы опыт соседних регионов, где внедрены системы безналичной оплаты через единые проездные билеты.

- Внедрение безналичной оплаты позволит нам сделать сферу перевозок прозрачной, просчитать налоги, пассажиропотоки, оперативно реагировать на изменения - к примеру, увеличение потребности в транспорте в том или ином микрорайоне. Это нововведение может решить проблему единого социального проездного билета на коммерческих маршрутах, а также подсчета количества перевезенных льготников. Расщепление платежа по перевозчикам в XXI веке - легко выполнимая задача". В результате бюджет на 2019 год был принят с расходами в 13 млрд 707,8 млн рублей, доходами 13 млрд 001,2 млн рублей. В первоначальном варианте расходная часть бюджета 2018 года составляла 12 млрд 351,4 млн, доходная - 11 млрд 681,3 млн. Однако к декабрю параметры, в том числе за счет безвозмездных поступлений из региональной и федеральной казны, увеличились до 16 млрд 798 млн рублей (расходы) и 15 млн 925,3 млн рублей (доходы). Одним из наиболее социально значимых решений, принятых на 38-м собрании Думы г. Томска, стало сохранение льгот по земельному налогу для женщин от 55 лет и мужчин от 60 лет. Депутаты единодушно проголосовали за соответствующие поправки. Ранее депутаты облДумы утвердили поправки в 12 областных законов, закрепив льготы и меры соцподдержки за гражданами, достигшими возраста 55 и 60 лет, независимо от срока их выхода на пенсию. Аналогичные поправки утвердили и в горДуме.

Льготы по земельному налогу - в том же русле. Это продолжение политики обеспечения социальными гарантиями людей, попадающих под поэтапное повышение пенсионного возраста. О.Правдин, депутат Думы г. Томска, зампредседателя комитета по социальным вопросам: "Такое решение Дума приняла в связи с пенсионной реформой. Сохранение льгот поможет людям чувствовать себя социально защищенными, чтобы все льготы, которые предоставляются по достижении прежнего пенсионного возраста, остались неизменными". Одним из наиболее обсуждаемых сегодня в родительской среде вопросов - грядущее повышение платы за детсад. С.Щенова, депутат Думы г. Томска: "Вопрос актуальный. Во всех дошкольных учреждениях Томска сейчас проходят запланированные встречи с родительскими комитетами, идет работа с наблюдательными и управляющими советами. Могу сказать, что родители с пониманием относятся к этому шагу. Чтобы качественно накормить детей, обеспечить им пятиразовое питание, требуется повышение оплаты за пребывание в детских садах. Конкретные цифры я пока не могу назвать".

В будущем году в Томске произойдет повышение родительской платы за детские сады. Это вызвано ростом стоимости продуктов питания. С.Щенова: "Все льготы сохранены за содержание детей в детском саду. 100-процентное освобождение для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 50 % льгота для родителей, которые являются сотрудниками детских садов или сотрудниками медучреждений". Одновременно депутаты решили не передавать больницам медпункты в садах для особенных детей. Таких учреждений в Томске 7. Как заявил председатель думского профильного комитета А.Балановский, по закону муниципалитет имеет право сохранить лицензии и содержать эти детские сады. На это в городском бюджете на будущий год запланировали 18 млн рублей".

С.Панов: "Ключевое, что в бюджете мы видим те договоренности, о которых несколько лет назад договорились с администрацией города. То, что мы при любых параметрах бюджета будем обязательно делать. Так, например, мы видим сумму более 500 млн рублей на дорожную кампанию. Знаем, что теперь ремонтируем сплошным асфальтированием, а не ямочным ремонтом. Более того, сегодня уже и федерация настаивает на софинансировании сплошного асфальтирования". Важным для депутатов было увидеть в проекте бюджета на 2019 год предложения, озвученные на согласительной комиссии в прошлом году и на обсуждениях комитетов в этом году. Одним из примеров является принципиальная позиция городских парламентариев относительно выделения средств на строительство нового кладбища и обслуживание и благоустройство существующих 14 кладбищ. Уважительное отношение к людям, ушедшим из жизни, - одна из задач муниципалитета. Также спикер отметил, что уже ушли споры относительно того - нужно или не нужно строить площадки ГТО и спортивные площадки. С.Панов: "Споры касались того, кто их будет обслуживать. В прошлом году мы определились, что площадка является муниципальной, но, как правило, ставится во дворе дома, и жители соглашаются ее обслуживать - подкрасить, подремонтировать. Это маленькие суммы, но тем не менее все в этом заинтересованы. Реализация продолжающейся программы позволит появиться еще 54 площадкам в городе".

68 % бюджета направлено на социальные нужды. Как бы ни говорили о сокращении расходов, но эти статьи бюджета финансируются либо с плюсом, либо на прежнем уровне. А.Балановский: "В социальном плане у нас бюджет не пострадал. Все основные программы, какие были у нас из года в год, финансируются в прежнем объеме. И даже увеличены средства на содержание детских садов и школ в связи с тем, что у нас вводятся новые объекты". "Копейка в копейку", по определению председателя комитета, профинансирована и подпрограмма "Старшее поколение". Общая сумма составит более 49 млн рублей. В ее рамках предусмотрены средства на проведение текущего ремонта квартир пенсионеров по старости, ветеранов Великой Отечественной войны, замену бытовых электрических и газовых плит, дополнительную муниципальную пенсию и оказание материальной помощи пенсионерам по старости, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Продолжится и новшество текущего года: асфальтирование территорий школ и детских садов, которое очень позитивно восприняли и педагоги, и родители. В 17 учреждениях образования будет установлено ограждение с системами контроля доступа. Уходящий год позволил обеспечить оградами все детские сады, а к 2020 году будут ограждены и все школы. Более 35 млн рублей предназначены на установку видеонаблюдения.

Вообще на муниципальную программу "Развитие образования" предполагается потратить более 7 млрд 379 млн рублей. Траты на здравоохранение теперь переложены на плечи областного бюджета, но все же депутаты считают, что в одном вопросе на 16 млн рублей они должны остаться в муниципалитете. Речь идет о передаче медицинских кабинетов в школах и детсадах в подчинение области, которая уже почти завершена. К.Новожилов, зампредседателя Думы, председатель комитета по бюджету, экономике и собственности: "Дефицит бюджета - это средства, которые сверх того, что может собрать город. По сути, это долг, но я хочу сказать, что этим инструментом всегда все пользуются. Весь мир живет в долг, и это нормально! Почему? Это выгодно: занять сегодня средства, пустить их на какие-то цели, которые дальше дадут отдачу. Поэтому у нас сейчас дефицит бюджета порядка 706 млн рублей на будущий год. Если бы не эти деньги, некоторые программы не имели бы своего продолжения.

- Поэтому мы считаем, что это разумное решение, и для сохранения стабильности и развития города - это нормальный инструмент. Сегодня мы вписываемся в те параметры, которые определены федеральным бюджетом. У нас предел муниципального долга порядка 60 %, поэтому у нас есть резерв". В ноябре на комитете городского хозяйства депутатам была представлена концепция развития этого муниципального перевозчика. Однако городские парламентарии посчитали, что это неправильно. Необходимо рассматривать тему шире. Как концепцию развития городского транспорта, куда электрический входит, как составная часть. Мэрия вновь предложила идею автобусов на газе. В итоге создана рабочая группа, которая должна, изучив в том числе опыт других регионов, чтобы не выдумывать велосипед, подготовить предложения и выйти с ними на Думу в первом квартале будущего года. Также в проекте бюджета найдено решение некоторых "долгоиграющих" вопросов, которые не один год стоят на контроле депутатов. Таких, например, как подтопление во время паводков ул. Лермонтова. В настоящее время заложены средства на строительство ограждающей дамбы. Также предусмотрены средства на начало модернизации Степановского переезда, где пока нашла коса на камень с окончательным оформлением экспертизы проекта.

Власти Томска планируют перекрыть Степановский переезд на время реконструкции в 2019 году, сообщил спикер горДумы С. Панов. Необходимость реконструкции Степановского переезда в Томске возникла в связи с тем, что из-за частых перекрытий здесь образуются большие пробки. Планировалось, в частности, расширение проезжей части с 2 до 4 полос. Стоимость работ, по предварительным оценкам, - более 500 млн руб. Защитить проект реконструкции планировалось к 1 декабря. По словам С. Панова, проект пока не прошел экспертизу, получить заключение планируется в декабре. Работы по реконструкции Степановского переезда пройдут в 2019 году. С. Панов: "Сегодня существует техническая необходимость перекрытия всего переезда на время проведения работ. Рассматривается возможность, как это сделать: либо в очень короткий период, либо предложить альтернативные способы проезда к данному поселку". Власти Томска подали заявку на софинансирование реконструкции переезда из регионального бюджета в соотношении 25% (город) на 75% (область).

Проектно-сметную документацию на строительство ул. И. Черных в Томске подготовят за 14 млн руб. в течение года. Спикер горДумы С. Панов: "Улица носит имя героя. В советское время она была запроектирована, коридор для нее был, сегодня этот коридор не застроен. По факту улицы там нет, она заставлена гаражами металлическими, незаконно установленными. Фактически эта улица могла бы стать дублером ул. Мичурина, ул. Лазо, ул. Иркутского тракта. За то, чтобы она появилась, выступают жители шести избирательных округов - десятки тысяч людей. Сегодня мы предусматриваем изготовление ПСД, в бюджете средства есть, более 14 млн руб.". Он отметил, что работы по изготовлению проектно-сметной документации возможно выполнить в течение одного года.

В бюджете 2019 г. также нашли отражение газификация с. Дзержинского, средства на проектирование капремонта старого Коммунального моста. С.Панов: "Отвечая на вопрос, бюджет развития или выживания, я вижу в нем много строчек, которые позволяют Томску в дальнейшем развиваться. Это не задача определенного единичного года, если мы берем период 5 лет, то мы выполняем колоссальные, глобальные задачи в рамках очень ограниченных поступлений и очень серьезной недостаточности поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней. Это работа, в том числе, с областной властью, потому что многие программы имеют свойства софинансирования".

В Думе Томска вновь обсудили тему развития городского пассажирского транспорта

Спикер С. Панов подчеркнул, что правильным будет создать такие условия, при которых томичам было бы без разницы, кто собственник транспорта - муниципальное или коммерческое предприятие. Определяющим при выборе должно стать время ожидания и качество перевозки. С. Панов: "И здесь очень пригодился бы опыт соседних регионов, где внедрены системы безналичной оплаты через единые проездные билеты. Варианты могут быть разные: при входе в тот или иной вид транспорта с карты может списываться определенная сумма за проезд, либо пассажир оплачивает поездку и передвигается на любом виде транспорта определенное время. Внедрение безналичной оплаты позволит нам сделать сферу перевозок прозрачной, посчитать налоги, пассажиропотоки, оперативно реагировать на изменения - к примеру, увеличение потребности в транспорте в том или ином микрорайоне. Это нововведение может решить проблему единого социального проездного билета на коммерческих маршрутах". Ранее сообщалось, что глава региона С. Жвачкин создал рабочую группу по внедрению в регионе безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте. Мэрия Томска в свою очередь объясняла, что введение системы электронных проездных билетов в городском транспорте позволит вывести из тени доходы перевозчиков. Сейчас безналичная система оплаты проезда действует в трамваях и троллейбусах, однако не во всех. Поэтому до 1 мая 2019 года "безнал" должен появиться во всем электротранспорте и в половине автобусов.

Депутаты предлагают глобально подойти к вопросу решения транспортной проблемы в городе. Среди них - замена троллейбусов на автобусы, дополнение маршрутной схемы и приглашение коллег из других регионов для обмена опытом. С.Панов, председатель горДумы: "Не отказ от троллейбусов, а дополнение их, потом вопрос с их заменой. Это одна из мер. Депутаты обратили внимание, что просто взять и купить автобусы для ТТУ, и перейти на несколько троллейбусов, это не решение вопроса. Нужно решать проблему городского транспорта и предлагать эту систему в целом. В том числе, по коммерческим маршрутам, предпринимателям, которые в законном порядке выигрывают аукционы и выходят на наши городские маршруты. Такие поручения даны. Сегодня администрация проводит анализ, что нужно сделать, чтобы убрать дублирование. Наконец, предложить очень важные, востребованные, нужные маршруты до удаленных районов, например, Зеленые горки, куда за полтора часа утром не доберешься. Эти вопросы у нас остались открытыми. В рамках комитета мы создали рабочую группу, которая в первом квартале следующего года предложит варианты решения этого вопроса". Также парламентарии предлагают подключить к решению этой проблемы специалистов из других регионов. С.Панов: "Мы договорились, что пригласим поделиться опытом профессионалов из других регионов. Я уверен, что это получится, для нас важно, чтобы томич ехал на работу, на учебу абсолютно комфортно с минимальным временем ожидания на остановке, на хорошем городском автобусе. Где будет комфортно и здоровому человеку, и инвалиду. Мы должны предложить такое развитие муниципального транспорта, чтобы это было удобно томичам".

В 2019 году томское ТТУ получит более 400 млн рублей субсидии. Такое решение приняли власти Томска. Мера должна помочь предприятию избавиться от долгов перед банками, сообщил спикер горДумы С. Панов на очередном собрании депутатов. Ранее сообщалось, что в 2018 году на субсидию ТТУ в проекте горбюджета было предусмотрено 255 млн рублей, позже сумма была увеличена. В последние годы предприятие терпит убытки. Власти отмечают, что в ТТУ необходимо принять серьезные меры по сокращению своих затрат и оптимизации расходов.

Для получения доступа к исходным видео-, аудиофайлам с эфирной записью, полным текстам сообщений печатных и интернет СМИ, а так же фотографиям интернет-страниц с обсуждением, необходимо оформить подписку на обзоры СМИ и интернет-ресурсов.