07 ноября 2018

ТГУ и ТПУ сохранили прошлогодние позиции в рейтинге участников федерального проекта по повышению конкурентоспособности университетов "5-100"

ТГУ и ТПУ сохранили прошлогодние позиции в рейтинге участников федерального проекта по повышению конкурентоспособности университетов "5-100"

ТГУ вновь вошел в первую группу университетов-участников, ТПУ - во вторую группу. 2 томских вуза - ТГУ и ТПУ - с 2013 года участвуют в программе "5-100". В 2015 году оба вуза получили максимальное финансирование - по 964 млн руб., в 2017 и 2016 годах вошли во вторую группу, получив по 482 и 500 млн руб. соответственно. В 2018 году ТГУ вернулся в группу лидеров и получил 780 млн руб., ТПУ сохранил место во второй группе с объемом финансирования порядка 480 млн руб. Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров обнародовал итоги рассмотрения (отчетов университетов по исполнению "дорожных карт" проекта "5-100"). Совет рекомендовал Министерству науки и высшего образования РФ продолжить оказание государственной поддержки всем вузам-победителям. Всего в проекте "5-100" участвует 21 российский университет. ТГУ, как и в 2018 году, остался в первой группе участников программы наряду с МФТИ, НИТУ "МИСиС", НГУ, НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО и НИЯУ МИФИ. Помимо ТГУ в группе еще один нестоличный участник - Новосибирский госуниверситет. ТПУ сохранил прошлогодние позиции во второй группе университетов-участников проекта "5-100". Кроме него в группу вошли КФУ, РУДН, Сеченовский университет, СПбПУ, ТюмГУ и УрФУ. В группе пять университетов, представляющих различные регионы страны. Распределение вузов по трем группам предусматривает последующую дифференциацию предоставляемой вузам-участникам проекта государственной поддержки, то есть объема выделяемой правительством РФ субсидии каждой группе учреждений. Главными стратегическими направлениями по исполнению "дорожной карты" проекта 5-100 ТГУ в этом году выбрал экспорт образования через онлайн-курсы и оффлайн-обучение иностранных студентов, а также усиление взаимодействия с промышленными партнерами. Для ТПУ ими стали переход университета на принципы междисциплинарности и кооперации в образовании и научно-инновационной деятельности.

На заседании совета вузы отчитались о реализации своих дорожных карт. Команда ТГУ успешно представила итоги прошлого года, а также презентовала программу развития университета до 2020 года. Акцент в планах вуза сделан на нескольких ключевых направлениях - это экспорт образования и онлайн-обучение. ... Э. Галажинский, ректор НИ ТГУ: "Мы считаем, что процесс производства инноваций - это, по сути, третий базовый процесс в университете. Первый - наука, второй - образование".

Э. Галажинский, комментируя итоги работы Совета "Проекта 5-100", отметил, что университет развивает собственные экосистемы. Э. Галажинский: "Мы выстраиваем эффективное общение с промышленными партнерами, в том числе зарубежными, продуктивно работаем с властью и делаем процесс производства инноваций базовым для вуза". По его словам, в представленной стратегии акцент сделан, в том числе на экспорте образования. Э. Галажинский: "В арсенале ТГУ - более 60 собственных онлайн-курсов, слушателями которых являются жители 183 стран. Сейчас в университете обучаются граждане 65 государств, их доля в общем количестве студентов всех форм обучения составляет 19,%, к 2020 году планируется ее увеличение до 25%". Он отметил, что вуз также планирует усилить взаимодействие с промышленными партнерами для ускорения трансфера инноваций в новые технологии. Э. Галажинский: "В 2018 году ТГУ реализует около 300 НИОКР с российскими и зарубежными компаниями, среди которых немецкий национальный синхротронный центр DESY, швейцарский центр разработки новых продуктов CDNP, "СИБУР холдинг", "Ростех", "Росхимзащита" и другие". Проректор ТГУ по научной работе И. Ивонин отметил, что международные рейтинги указывают на узнаваемость вуза в мировом пространстве. И. Ивонин: "Этому способствует участие ТГУ в международных коллаборациях и создание собственных проектов по сетевому взаимодействию. На протяжении нескольких лет ТГУ сотрудничает с CERN, а сейчас входит в проекты ATLAS, TOTEM и CMS. Одной из крупнейших коллабораций, в которых задействован университет, является международная программа мониторинга климатических изменений в Арктике - INTERACT".

Э. Галажинский: "Наша стратегия, которую мы реализуем в рамках Проекта 5-100, состоит в том, что университеты должны развивать собственные экосистемы: то есть выстраивать эффективное общение с промышленными партнерами, в том числе зарубежными, продуктивно работать с властью и сделать процесс производства инноваций базовым для вуза. Эта стратегия позволяет ТГУ быть конкурентоспособным в мировом научно-образовательным пространстве". Оценка вузов складывалась из трех частей: выполнение дорожной карты, победы университета в институциональных и предметных рейтингах, оценка членов совета.

Э. Галажинский: "Основной наш тезис - стратегия нелинейного роста. Но при этом мы признаем, что ключевое ограничение, которое у нас есть, - это ресурсы. Потому наша главная задача - это ответ на вопрос: как мы сможем дальше расти? Увеличение бюджета по экспоненте невозможно, мы это понимаем. Поэтому второй год подряд мы защищали логику экосистемного подхода. Мы считаем, что сегодня конкурируют не вузы, а экосистемы вузов, каждая из которых включает в себя, помимо университета, другие вузы, научные институты, инновационные компании и так далее. Наша "дорожная карта" как раз направлена на формирование и развитие экосистемы университета. В ее рамках необходимо объединение ресурсов всех участников". Корр.: "Но такие экосистемы пытаются создавать лет уже 15 вокруг самых разных "точек роста". Такой в свое время считалась Особая экономическая зона, бизнес-инкубаторы, региональные фонды и так далее. Где уверенность, что университет будет более успешным интегратором?" Э. Галажинский: "Здесь многое зависит от стратегии управления изменениями. Мы в ТГУ разработали три режима управления изменениями: run, change и disrupt. Во всех направлениях жизни университета мы применяем эти три режима. ...".

Корр.: "Хотелось бы понять, какие изменения ожидаются в ТГУ в сфере образования. К примеру, министерство уже не первый год придерживается курса на сокращение числа преподавателей. Чего ждать преподавателям и студентам ТГУ?" Э. Галажинский: "Безусловно, за последние годы серьезно изменилась система финансирования высшей школы. Если раньше соотношение числа преподавателей к числу студентов строилось по пропорции 1/8, то теперь - 1/12. То есть финансирование сократилось на треть. А требования при этом растут - преподаватели должны публиковаться в лучших журналах, заниматься научными разработками и так далее. Поэтому для нас тут и важна логика экосистемы - мы стремимся получить от партнеров заказ на подготовку нужных специалистов, который будет сопряжен с ресурсами. Тогда и деньги успешным преподавателям можно платить совсем другие. С другой стороны, мы поддерживаем в ТГУ внедрение технологий, которые позволяют освободить преподавателей от рутинной деятельности. Сегодня значительное число студентов приходят на первый курс с невысокими знаниями в области математики. На то, чтобы "вытянуть" их до нужного уровня, уходит огромное количество времени, сил и других ресурсов преподавателей. Сегодня мы совместно с Центром математического образования, который возглавляет членкор РАН А. Веснин, и компанией Enbisys отрабатываем особый математический образовательный курс, который на основе индивидуальных траекторий и анализа данных, используя адаптивный контент, будет настраиваться на индивидуальные базовые знания и особенности каждого ученика. Это огромная работа. ...". ...

В составе Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров: зампредседателя правительства РФ Т. Голикова, министр науки и высшего образования РФ М. Котюков, научный руководитель Московской школы управления "Сколково" А. Волков, президент и председатель правления ПАО "Сбербанк России" Г. Греф, президент Китайского общества стратегии развития образования Мин Вейфанг, президент Гонконгской академии наук Цуи Лап-Чи и другие эксперты. ...

ТГУ и ТПУ сохранили прошлогодние позиции в рейтинге участников федерального проекта по повышению конкурентоспособности университетов "5-100"

Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров обнародовал итоги рассмотрения (отчетов университетов по исполнению "дорожных карт" проекта "5-100"). Совет рекомендовал Министерству науки и высшего образования РФ продолжить оказание государственной поддержки всем вузам-победителям.Всего в проекте "5-100" участвует 21 российский университет. ТГУ остался в первой группе участников программы наряду с МФТИ, НИТУ "МИСиС", НГУ, а ТПУ сохранил прошлогодние позиции во второй группе университетов-участников проекта "5-100". Кроме него в группу вошли РУДН, Сеченовский университет, СПбПУ, ТюмГУ и УрФУ.

Отчеты по выполнению дорожных карт представил 21 университет - участник проекта. Команда ТГУ сделала ставку на систему Run-Change-Disrupt. Объединение базовых методов, новых подходов и внедрение последних технологий в процесс. Об инновациях, и о том, как их подстроить под современную логику и модель развития вуза в ближайшие годы, рассказал ректор ТГУ Э. Галажинский.

Ректор ТГУ Э. Галажинский рассказал не только о том, что происходило на заседании совета, но и об амбициозных планах университета на ближайшее будущее. Корр.: "Заседания совета - закрытые от прессы мероприятия. Расскажите, пожалуйста, как они проходят и какие сюрпризы ждали вас на совете в этом году?" Э. Галажинский: "Оценка работы вузов по программе "5/100" складывается из трех частей. Первая часть - выполнение "дорожной карты", т. е. заранее утвержденного плана мероприятий. Вторая часть связана с победами университета в различных рейтингах различных, а третья - оценка членов совета. Состав совета в этом году - обновленный, в него вошли новые члены: вице-премьер РФ Т. Голикова, министр науки и высшего образования РФ М. Котюков, президент РАН А. Сергеев, известный математик С. Смирнов. В этом году заседание было необычным и отличалось тем, что у членов совета, в отличие от предыдущих периодов, было много конкретных вопросов. Может быть, это связано с тем, что проект прошел медиану, и члены совета не просто познакомились с университетами и командами университетов, но и представляют себе вектор движения каждого вуза.

- Из того, что происходило на заседании, мне особенно запомнилась дискуссия по поводу бюджета. Мы показали слайд, сравнив бюджет нашего университета с бюджетами референтных вузов - тех зарубежных университетов, с которыми мы себя сравниваем. Теперь представьте: бюджет ТГУ - 4,5 млрд руб. в год. Бюджет Национального университета Тайваня, в переводе на российские деньги - 38 млрд руб., Лундского университета - 60 млрд руб., Фуданьского университета - 116 млрд руб., Утрехтского университета - 162 млрд руб., Техасского университета (Остин) - 198 млрд руб. При этом результаты работы этих вузов примерно одинаковые, ТГУ практически сравнялся с референтными вузами по основным целевым показателям. В разговор вступил президент РАН академик С. Сергеев и сказал: "Я всегда говорил, что наша наука самая эффективная, если сравнивать затраты и наукометрические результаты". Еще одно отличие нынешнего мероприятия от прошлых лет - члены совета подготовили подробные рекомендации каждому университету. С этим связано то, что результаты заседания были озвучены лишь спустя несколько дней. В итоге ТГУ подтвердил свои высокие позиции и в жесткой конкурентной борьбе вошел в группу лидеров проекта. Помимо ТГУ в этой группе Высшая школа экономики, МИСиС, НГУ, ИТМО, МИФИ и МФТИ. Надо сказать, что с прошлого года эта группа не изменилась. Судя по отношению членов совета, произошла кластеризация, группа лидеров выделилась довольно устойчиво". ...

Корр.: "Можно подробнее рассказать про проект "единого окна" по работе с инновационной инфраструктурой?" Э. Галажинский: "Совместно с вице-губернатором Томской области А. Антоновым мы обсуждаем вопрос рационализации затрат на инновационную инфраструктуру и поддержку предпринимательства. На нее тратятся довольно приличные деньги - сообща это сотни миллионов рублей в год, и эта поддержка может стать более эффективной, если эту работу координировать и устранить дублирующие функции. Мы готовы отдать свою инфраструктуру в общее управление, где игроком будет областная администрация и другие вузы, которым это интересно. Например, если будет создан один общий бизнес-инкубатор, зачем нам свой содержать? Или другой пример: в ТГУ и в администрации Томской области есть по одному венчурному фонду. Может быть, и не нужно двух фондов, а лучше их объединить, чтобы единый фонд имел больше ресурсов и возможностей? Сейчас мы в рабочем порядке занимаемся проектированием новой системы. Договоримся в итоге или нет - это вопрос следующего шага. Но смело могу сказать, что общее понимание есть, и эту работу можно сделать". ...

ТГУ и ТПУ сохранили прошлогодние позиции в проекте "5-100"

Два томских вуза - ТГУ и ТПУ - с 2013 года участвуют в программе "5-100" и получают дополнительное финансирование на повышение международной конкурентоспособности. По итогам защиты "дорожных карт" последние два года - 2017 и 2018 - ТГУ входит в группу университетов-лидеров проекта, в 2018 году вуз получил по программе 780 млн руб.

ТГУ вновь вошел в группу лидеров Проекта "5-100". Такое решение было принято Советом по повышению глобальной конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации. На заседании совета в Калининграде 21 вуз Проекта 5-100 отчитывался о реализации своих дорожных карт. Команда ТГУ успешно представила итоги прошедшего года и презентовала план развития вуза до 2020 года. Как рассказал ректор ТГУ Э. Галажинский, в стратегии развития ТГУ до 2020 года акцент сделан на нескольких ключевых направлениях - это экспорт образования и онлайн-обучения. В арсенале ТГУ - более 60 собственных онлайн-курсов, слушателями которых являются жители 183 стран. Другим стратегически важным направлением для ТГУ является усиление взаимодействия с промышленными партнерами, что помогает ускорить трансфер инноваций в новые технологии. ...

Э. Галажинский: "Мы делаем ставку на технологии, которые позволяют снизить рутинный преподавательский труд и тем самым решить проблему перегруза, а преподавателей высвободить для творческой исследовательской работы". В качестве пилотного проекта у студентов младших курсов вскоре появится электронный помощник, который позволит "подтянуть" знания в области математики. Э. Галажинский: "Как вы знаете, много студентов приходят на первые курсы из школы с не очень хорошими знаниями в области математики. Чтобы выровнять их, нужно огромное количество времени преподавателя на дополнительные консультации. Учебный процесс уже идет дальше, а мы должны тратить ресурсы на то, чтобы подтянуть этих ребят". Разработкой приложения для смартфонов занимается Научно-образовательный математический центр ТГУ совместно с промышленным партнером Enbisys. ...

Сохранение ТПУ лидирующих позиций во второй группе вузов-участников госпрограммы "5-100" подтверждает правильность организационных нововведений в ТПУ, сообщил ректор П. Чубик. В федеральном проекте по повышению конкурентоспособности университетов "5-100" участвует 21 российский университет, в том числе два томских - ТГУ и ТПУ. Они ежегодно отчитываются о реализации своих "дорожных карт". В 2018 году по итогам защиты ТПУ сохранил прошлогодние позиции во второй группе вузов-участников проекта. П. Чубик: "Отчеты по выполнению "дорожных карт" по проекту "5-100" прошли без неожиданностей: все вузы сохранили свои места в своих группах. ТПУ во второй группе - первый. Мне приятно отметить, что осуществляемая уже более года перенастройка ТПУ полностью соответствует этим рекомендациям". По мнению ректора, в рамках перестройки оргструктуры ТПУ результативно работают две исследовательские школы с междисциплинарными командами мирового уровня, шесть безкафедральных инженерных школ с советами индустриальных партнеров в каждой из них, школа базовой инженерной подготовки, школа инженерного предпринимательства, реализующая ряд новых магистерских программ.

П. Чубик: "Пятеро наших зарубежных коллег приняли решение переехать в Томск для работы в ТПУ на постоянной основе, а один из них даже подал прошение о получении российского гражданства. О чем все это говорит? О том, что мы на правильном пути". С осени 2017 года в ТПУ началась реструктуризация: кафедры ликвидированы, вместо научно-образовательных институтов созданы шесть Инженерных школ, Школа базовой инженерной подготовки, Школа инженерного предпринимательства и две Исследовательские школы. Теперь подготовкой кадров для промышленных предприятий занимаются инженерные школы, подготовкой ученых - исследовательские. Университет сфокусировался на развитии принципов междисциплинарности и кооперации. Реформирование структуры университета рассчитано на повышение качества подготовки инженеров, способных не только работать с современными технологиями, но и инициировать создание совершенно новых.

Для получения доступа к исходным видео-, аудиофайлам с эфирной записью, полным текстам сообщений печатных и интернет СМИ, а так же фотографиям интернет-страниц с обсуждением, необходимо оформить подписку на обзоры СМИ и интернет-ресурсов.